Речь

пн, 29/03/2021 - 16:04

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Речь воспитателя - образец для детей» Требования к речи воспитателя. Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Если вслушаться, как говорят воспитанники детских садов, то непременно можно заметить, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей — отца и матери, бабушки и дедушки, но и языковые особенности воспитателя. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство, как и недостаток языковой культуры тех людей, с которыми постоянно соприкасается ребенок, становится его достоянием. Пожалуй, перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении выступления на педсовете, педагогических чтениях. Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т. д. В общем, работаем над точным выражением мысли. Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит. Здесь можно слышать второпях неправильно употребляемые фразеологические обороты типа «иметь роль», «играть значение» (вместо «играть роль», «иметь значение»); смешение однокоренных слов (паронимов): поступок — проступок; нелитературную просторечную конструкцию — «грустить за кем- или за чем-нибудь» вместо «грустить о ком- (или о чем-) или по кому-нибудь»; неправильные ударения в словах: стаканы, свекла, сенсорное (вместо стаканы, свёкла, сенсорное); «Кто крайний?» (в очереди) вместо «Кто последний?» и т. д. Часто можно слышать: «Я кушаю». При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде. Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье». По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно говорить: «Я ем». В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенъка, убери чашечку со стола и т. п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей, т. е. неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав?). Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя. Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, в ее архитектонику, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Не форсирую ли я звук, когда обращаюсь к детям? Может ли служить моя речь образцом для ребят? Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т.д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громоздкими и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.); исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий, диалектизмов. Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое богатство родного языка. Просто к использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой — постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. Так, знакомя детей шестого года жизни с названиями различных видов техники, облегчающих труд, педагог поясняет, что обозначают слова «картофелечистка» (картофель чистит), «овощерезка» (овощи режет) и т. д. Или, вводя слова, обозначающие людей по профессии, поясняет, кто такой тракторист, менеджер, рекламщик и т. д. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться с взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, слушать радио, смотреть телепередачи и т. д. Звуковая культура речи... Хорошая дикция, правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) — следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте. Оказывается, в русском языке существуют слова, которые произносятся иначе, чем пишутся. По правилам современного русского языка: • в таких словах, как скучно, конечно, нарочно, буквосочетание «чн» следует произно¬сить как «шн» (скушно, конешно, на-рошно), а слова чего, никого, до того — как чиво, никаво, до таво. • сочетание согласных «сш», «зш» произносятся как удвоенный долгий звук «ш» — бешшумный (вместо бесшумный); • сочетания согласных «еж», «зж» произносятся как удвоенный долгий звук «ж» — жжигать (вместо сжигать), бежжалости (вместо без жалости); • сочетание звуков «тч», «дч» произносятся как звук «ч» — развеччик (вместо разведчик); • сочетания звуков «сч», «зч» произносятся как звук «щ» — щастье (вме¬сто счастье), расскащик (вместо рассказчик). Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету. Темп речи. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность. Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Голос — профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей (например, форсирование звука, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах) может привести к аномалиям связок. В результате голос становится тусклым, хриплым, невыразительным, человек начинает разговаривать в неудобном для него регистре. Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,— это утомляет и взрослого, и детей. Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, изобилующая эпитетами, фразеологизмами. Если мы говорим «работать засучив рукава», то это значит работать интенсивно, усердно, «работать спустя рукава» — работать плохо, «вставлять палки в колеса» — препятствовать делу, «тянуть канитель» — медлить и т. д. Эти художественные определения придают ей образность, эмоциональность.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Педагог должен правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи. 2. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. “Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., - говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд нашей няни, которая стирает нам скатерти”. 3. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: “Возьми со старшей группы” (здесь предлог “из” заменяется “со”). ““Не ложь сюда” (вместо “не клади”). “Сложь скатерти и положь их на место”. “Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”. 4. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: “Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют. В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде: “Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно!” Ребёнок соглашается. Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспитатель. Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. 5. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.