адаптация

чт, 12/11/2020 - 16:13

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Термин «адаптация» зародился в недрах биологическойнауки (в переводе с латинского языка adaptatio –приспособление, прилаживание организма к новым условиям). При приеме в детское дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческийстереотип из-за изменения привычных условий жизни, и устанавливать новые социальные связи. Изменение окружающей среды выражаетс во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитанияв детском саду. При этом изменяется эмоциональное состояние, нарушается аппетит, затрудняется общение и другие поведенческие реакции.

Психофизиологическое состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.

Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенныевзаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Если установленный в семье порядок чем-либо нарушается, то у ребенка могут возникнуть различные временные нарушения обычногоповедения (отрицательные реакции: плач, раздражительность).

Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что маленькому ребенку трудно быстро перестроить уже сформировавшиесяу него привычки. Однако мозг ребенка очень пластичен. Если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не резко нарушают привычный образжизни, то у ребенка быстро восстанавливается уравновешенное поведение, и ребенок адаптируется к новым условиям в его жизни безкаких-либо отрицательных последствий. У детей при поступлении в детский сад очень резко меняются условия жизни. Меняется привычная температура помещения, микроклимат,получаемая пища. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, вся обстановка. Ко всему этому ребенку надо приспособиться, перестроить сложившиеся ранее стереотипы. Изменение социальной среды сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье детей. В этот период у ребенка происходитинтенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степениподвержены колебаниям и даже срывам. Процесс приспособления не всегда проходит легко и быстро. У многих детей в период адаптации нарушается аппетит, сон (не могут заснуть,сон кратковременный, прерывистый), эмоциональное состояние. Иногда без каких-либо видимых причин повышается температура тела,нарушается деятельность кишечника, появляется сыпь. Приспособление к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошосебя чувствуют уже на 3-4-й день и привыкают к новым условиям жизни совсем без каких-либо нарушений здоровья, психического состояния иповедения. У других период адаптации длится месяц, а иногда и более.

Установлен ряд факторов, определяющих насколько легко пройдет адаптационный период. Эти факторы связаны и с физическим, и с психическим состоянием ребенка.

1. Состояние здоровья и уровень развития.

Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется струдностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и первыемесяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Отсутствие правильного режима, достаточногосна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационногопериода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.

2. Возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение.

С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому (родители и др.).

3. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности малыша.

Одни дети в первые дни выражают бурные реакции: кричат при расставании с родителями, отказываются, есть, спать, протестуют противкаждого предложения воспитателя, но через 2-3 дня уже входят в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дниспокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят,не играют и с трудом привыкают к детскому саду.

Виды адаптации.

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

Основным показателем степени тяжести являются сроки нормализации поведения ребенка, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций. Критерии, по которым оценивается продолжительность адаптационного периода и интенсивность этого процесса: сон и засыпание, аппетит, эмоциональное состояние, адекватное поведение, характер общения со сверстниками и взрослыми, и заболевания ребенка.

Продолжительность и степень выраженности указанных отклонений зависит от возраста и пола ребенка, его психофизиологического состояния и личностных особенностей.

Легкая кратковременная адаптация продолжается в течение 2-6 недель.

Тяжелая – долговременная: около 6-9 месяцев.

О завершении периода адаптации позволяет судить стабилизация всех показателей, как физических, так и психических.

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации(для воспитателей и помощников воспитателей групп раннего возраста).  

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача,педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим. Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случаене перевоспитывать его.

Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома. Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычнонравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишькончиков волос. Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят. В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию.

Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.

Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры:нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой.

Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы,мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.

Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.

Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью,спокойствием, пассивностью некоторых детей.

Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятсядля педагога профессиональными проблемами.

Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.

Итак,

• Желательно, чтобы начало посещение детского сада не пришлось на эпикризные сроки:

1 г. 9 мес. 2 г. 6 мес.

2 г. 3 мес. 2 г. 9 мес.

3 года

• Утром, когда детей приводят в сад, помогите воспитателю поприветствовать каждого ребёнка, поинтересуйтесь, как малыши провелиутро перед садиком. Ваш малыш научится быть доброжелательным, приветливым, внимательным к другим людям.

• Отправляйте ребёнка в ДОУ только здоровым.

• Заранее узнайте у врача, какой тип адаптации возможен у ребёнка, и своевременно примите все меры при неудовлетворительномпрогнозе.

• Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в ДОУ и введите их в домашний распорядок дня.

• Избегайте обсуждения при ребёнке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.

• Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день.

• Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придёт.

• Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

• Подчёркивайте, что Ваш ребёнок как прежде дорог Вам и необходим.

• Читайте материалы на информационных стендах. Вы найдёте много полезной информации по проблемам воспитания и развития детей,узнаете о наших перспективных планах, достижениях Вашего ребёнка.

• Поделитесь своими идеями об организации жизни детей в дошкольном учреждении. Мы рады сотрудничать с Вами.

Задавайте вопросы по интересующим Вас темам.

Мы вместе найдём решение.